104. Реализация национальной
образовательной инициативы
«Наша новая школа» в процессе обучения правилам техники безопасности
на уроках физики.

Рулев М.А., учитель высшей категории
гимназии № 205 «Театр»,
к.п.н., 09.03.2010

Статья опубликована в Части 1
Материалов Международной научно-практической конференции
"Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"
в процессе обучения физике, информатике, математике",
состоявшейся в г. Екатеринбурге на базе
Уральского государственного педагогического университета
6-7 апреля 2010 г.

http://faraday215.ru/docs/104.%20MR%20NewSchool.html

На Главную


Обсуждение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – «Инициатива») проходит в настоящее время по всей стране силами руководителей органов образования, преподавателей ВУЗов, а также учителей различных учебных предметов. Заложенные в документе идеи выглядят очень привлекательно, и в случае своей реализации действительно выведут образование в нашей стране на качественно новый уровень.

Отдельный раздел Инициативы посвящен требованиям, предъявляемым к учителю. «Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы» [1, С. 3].

Под «другими областями деятельности» понимаются те сферы жизни, которые, являясь значимыми для школьников, не обсуждаются детально во время традиционного учебного процесса; например, основы личной безопасности.

Важность соблюдения учениками правил безопасного поведения подчеркивается участниками образовательного процесса.

По нашему мнению, физика обладает наибольшими возможностями для знакомства учащихся с данными вопросами.

1. В начале каждого учебного года учащиеся знакомятся с техникой безопасности на уроках физики. Если данный урок проводить ответственно и неформально, то его эффективность может быть очень высокой. Важно не просто прочитать правила безопасного поведения, но и показать самые необходимые действия, которые должны быть усвоены учащимися в виде умений или переведены в область навыков.
Например, каждый учащийся, считаем, должен лично подойти к рубильнику (если такая норма предусмотрена в инструкции) и убедиться в том, что он сможет его выключить, обесточив помещение, чтобы либо предотвратить распространение возможного пожара, либо оказать помощь попавшему под напряжение товарищу.

2. Перед проведением каждой лабораторной работы учащиеся обычно сдают так называемый «Допуск», объясняя учителю тему, цель, задачи работы. Это не просто ритуал. В личной беседе учитель может убедиться, что школьники хорошо понимают свои будущие действия. Если же приходится использовать электроприборы, то ценность такого инструктажа многократно возрастает.
Проделывая лабораторные работы, учащиеся переводят знания основ электробезопасности на уровень умений; некоторые же ученики – на уровень устойчивых навыков. Последняя категория учеников прекрасно справляется с должностью помощника учителя, помогая ему готовить оборудование для уроков.

3. Участие во внеклассных мероприятиях часто предусматривает наличие демонстрационной техники, музыкальных приборов, светошумовых устройств.
Конечно, отвечает за безопасность электрической техники специально назначенный учитель, но эксплуатируют ее, как правило, хоть и под наблюдением взрослых, сами учащиеся. Здесь-то и смогут пригодиться знания, умения и навыки, полученные на инструктажах по технике безопасности во время подготовки лабораторных работ.
Подключить компьютер, проектор, проверить безопасность подключения, настроить микрофон – все это требует навыков безопасного обращения с электроприборами.

В Инициативе рассматриваются требования, предъявляемые не только к учителю, но и к общеобразовательному учреждению в целом. «В рамках межведомственного взаимодействия в ближайшее время также предстоит обновить… требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений» [1, С. 17].

Это означает не столько усиление физической защищенности школьного здания, сколько специальное обучение участников образовательного процесса.

В школе с самой современной системой пожаротушения и сигнализации нельзя будет говорить о высокой степени безопасности, пока учителя и ученики не будут четко знать, что им делать в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Пожар это будет или попытка террористического акта – наличие устойчивых навыков безопасного поведения  поможет свести к минимуму неблагоприятные последствия.

Именно физика, как учебный предмет, с ее техническими возможностями, системой лабораторных работ и строгими нормами техники безопасности, может обеспечить развитие этих полезных навыков у учащихся.

Литература
1. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
http://mon.gov.ru/files/materials/5457/nns-p.pdf

-------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

С уважением, Рулев Михаил, faraday215@yandex.ru
«Учить и учиться интересно и результативно!»
Сайт проекта: http://faraday215.ru
Сайт книги: http://bestlesson.msk.ru